Министерство образования РФ Воронежский государственный технический университет Кафедра энергетические системы КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Испытание и обеспечение надёжности ДЛА» Вариант: 2-2-1 Выполнил: студент гр. РД-991 Огурцов П.В. Проверил: Батищев С.И. ВОРОНЕЖ 2003 Задание Оценить надежность ДЛА по результатам огневых испытаний. Исходные
данные: Проведены огневые испытания N двигателей по программе, обеспечившей
проверку всех эксплуатационных условий применения двигателя. При этом были
измерены значения основного параметра - тяги двигателя R. При испытаниях
зарегистрировано два отказа двигателя: один - на основном (стационарном)
режиме и один – на останове. Причины отказов были установлены и устранены
конструктивными изменениями, которые по своему характеру позволяют считать
все испытанные двигатели за исключением аварийных, представительными для
расчета надежности. Требуется оценить надежность (вероятность безотказной работы)
двигателя с учетом ограниченного объема полученной информации, выполнив
расчет точечной оценки надежности [pic] и ее нижней доверительной границы
[pic], соответствующей заданной доверительной вероятности (. При расчетах
принять допущение о нормальном законе распределения тяги двигателя,
обеспечив проверку правомерности такого допущения с помощью статического
критерия (2. Общие положения, принимаемые при оценке надежности Представим двигатель как сложный объект, состоящий из
четырех независимых систем, характеризующий следующие его свойства: . безотказность функционирования при запуске; . безотказность функционирования на стационарных режимах; . безотказность функционирования на останове; . обеспечение требуемого уровня тяги. Принимая во внимание независимость функционирования названных систем,
будем характеризовать надежность двигателя как произведение вероятностей
безотказной работы отдельных его систем. РДВ=Рзап(Рреж(Рост(Рпар, (1) где РДВ - вероятность безотказной работы двигателя; Рзап - вероятность безотказного функционирования двигателя на
запуске; Рреж- вероятность безотказного функционирования двигателя на
стационарных режимах; Рост- вероятность безотказного функционирования двигателя на
останове; Рпар- вероятность обеспечения требуемого уровня тяги. В качестве величины тяги, характеризующей данный экземпляр двигателя,
принимается ее среднее значение, полученное на номинальном режиме, или
расчетное значение тяги, приведенное к номинальному режиму и условиям
работы двигателя. Оценка надежности двигателя осуществляется по результатам раздельной
оценки надежности систем и последующего вычисления надежности двигателя в
целом. При этом расчет нижней доверительной границы надежности по параметру
тяги целесообразно выполнить по схеме «параметр - поле допуска», а
вычисление остальных оценок надежности (точечных и интервальных) для всех
систем - по схеме «успех-отказ». Методика расчета надежности по результатам огневых испытаний Точечные оценки надежности систем [pic] вычисляются по формуле [pic], (2) где Ni-общее количество испытаний i-й системы; Mi-количество отказов i-й системы в Ni испытаниях. Для системы обеспечения тяги в качестве числа отказов М используется
число испытаний, при которых измеренные значения тяги R вышли за пределы
заданного допуска [Rmin – Rmax]. Измерения тяги представлены в табл. П 1
для двух базовых вариантов статистики. Нижние доверительные границы надежности для схемы «успех - отказ»
оцениваются по формуле [pic], (3) в которой значения (((,( определяются по табл. П 2 в зависимости от
величины доверительной вероятности ( и числа степеней свободы Ki = 2Mi+2. (4) Для наиболее распространенного практического случая отсутствия отказов
(Mi=0), имеющего место при гарантированном устранении причин всех
выявленных отказов, формула (3) приобретает вид [pic]. (5) Так как для расчета надежности по схеме «параметр - поле допуска»
требуется знание закона распределения параметра, выполним проверку
справедливости предложенного выше допущения о нормальном законе
распределения параметра тяги. Для этой цели используем наиболее
употребительный статистический критерий (2 (критерий Пирсона), по которому
за меру расхождения между статистическим (экспериментально полученным) и
теоретическим законами распределения принимается величина [pic]. (6) Здесь (- число разрядов (интервалов), на которые разбит весь диапазон
возможных значений параметра; N - объем проведенных измерений; mi
-количество измерений, попадающих в i-й разряд (интервал); Pi- вероятность
попадания параметра в i-й интервал, вычисленная для теоретического закона
распределения. В качестве параметров теоретического нормального закона распределения
принимаются величины: . среднее измеренное значение параметра [pic]; (7) . среднеквадратическое отклонение параметра, вычисленное по результатам измерений [pic]. (8) Полученная по формуле (6) величина (( сравнивается с некоторым
критическим ее значением (((,(, определяемым по табл. П 2 в зависимости от
доверительной вероятности ( и числа степеней свободы k=N-l-2. В результате
сравнения правомерность принятого допущения либо подтверждается ((( |